
Текущая тенденция в автомобильной промышленности заключается в том, что новые участники, такие как Fisker, передают сложную и капиталоемкую работу по проектированию и строительству автомобилей производителю-подрядчику. Все чаще автомобили оцениваются по их программному обеспечению и электронике, так зачем тратить время и деньги на строительство?
Если Apple действительно серьезно подумывает о выпуске собственного автомобиля, как предполагают сообщения прессы, то она почти наверняка решит отдать ее на аутсорсинг, как это было с iPhone. Apple разрабатывает телефон и его операционную систему, но использует Foxconn для сборки компонентов в телефон.
Есть по крайней мере один крупный контрактный производитель, готовый воспользоваться этими изменениями в сейсмической отрасли: канадская Magna International Inc.
«Если Apple серьезно настроена построить автомобиль … Magna Steyr должна его построить», — говорит аналитик Evercore ISI Крис МакНалли.
Даже если Apple не имеет дела с Magna, поставщик уже консультирует технические группы и стартапы, желающие войти в автомобильный бизнес, и инвесторы обратили на это внимание. Акции Magna почти утроились с марта, в результате чего рыночная стоимость компании составила 21 миллиард долларов.
Magna является третьим по величине поставщиком автомобилей в мире, получив почти 40 миллиардов долларов выручки в 2019 году от таких продуктов, как трансмиссии, автомобильные камеры, зеркала и сиденья, согласно списку 100 крупнейших мировых поставщиков запчастей Automotive News.
Австрийский успех
Его дочерняя компания по контрактному производству Magna Steyr производит автомобили премиум-класса на заводе в Граце, Австрия, в том числе Mercedes-Benz G-Class, электрический Jaguar I-Pace, спортивный автомобиль BMW Z4 и его родственник по платформе Toyota Supra.
Как правило, автопроизводители предпочитают отдавать на аутсорсинг производство нишевых моделей, а не переоборудовать или строить новую производственную линию, поскольку объемы продаж относительно невелики.
В 2019 году Magna построила почти 160 000 автомобилей — больше, чем производят многие автопроизводители, — и получила выручку в размере 6,7 миллиарда долларов от этой деятельности.
Вместе с партнером по совместному предприятию Beijing Automotive Group (BAIC) она недавно добавила еще один завод в Китае, который способен производить 180 000 автомобилей в год. Следующим может быть завод в Северной Америке.
Список клиентов Magna уже выходит далеко за рамки традиционных автопроизводителей. Электрический внедорожник Ocean Хенрика Фискера будет построен Magna.
Партнерство с Magna в области производства и разработки транспортных средств является ключом к подходу Fisker к экономии активов. Фискер часто сравнивает это с отношениями Apple и Foxconn и надеется, что это позволит избежать производственных кошмаров, тревоживших Tesla.
Сообщается, что Magna Steyr ведет переговоры о производстве автомобилей для Canoo, автомобильного стартапа при поддержке SPAC, а в Китае она начала производство Arcfox для ответвления электромобилей BAIC.
Среди других проектов — помощь дочерней компании Alphabet Waymo в интеграции технологии автономного вождения в автомобили и работа с Sony над созданием футуристического прототипа автомобиля Vision S.
«Не секрет, что почти все, не являющиеся производителями оригинального оборудования, заинтересованные в реализации своих собственных комплектных автомобилей, связываются с нами», — сказал инвесторам в прошлом году Франк Кляйн, босс Magna Steyr.

Нейтральный бизнес
Вы можете понять, почему новые участники могут выбрать работу с нейтральной стороной, такой как Magna, а не сотрудничать и делиться планами с существующим автопроизводителем, который может быть потенциальным конкурентом.
Magna заявляет, что не только предоставляет производственные мощности, но и может справиться со всем процессом разработки автомобилей. Компания была нанята, чтобы воплотить в жизнь внедорожник Grenadier миллиардера-химика Джима Рэтклиффа.
Автомобили, которые Magna производит на своих заводах, обычно включают в себя больше собственных компонентов и систем, чем автомобили, которые она не производит. Он также может проявлять финансовый интерес к компаниям, с которыми работает. Если он сделает то, что обещает, Magna может в конечном итоге стать владельцем 6 процентов Fisker. В прошлом году он инвестировал в Waymo 100 миллионов долларов.
Это долгожданные подсластители, потому что у контрактного производства тяжелая экономика. Дочерняя компания по производству автомобилей произвела операционную рентабельность продаж в размере 2% в прошлом году, что намного ниже, чем в среднем по другим направлениям бизнеса Magna.
И есть риски в добавлении производственных мощностей для стартапов, которые могут потерпеть неудачу или сами решат передать работу на стороне.
Если бы Apple стала клиентом Magna, она бы стала вести такую же жесткую сделку, как и с Foxconn, чья операционная прибыль сократилась примерно до 2%. У Apple — 24 процента.
Тем не менее, акции Magna выглядят менее устрашающе переоцененными, чем акции многих компаний, которые твердо стоят на ногах в будущем электромобилей. Даже после недавнего бурного роста цена этих акций менее чем в 12 раз превышает прогнозную прибыль. Канадский производитель имеет свои достопримечательности и без заказа Тима Кука.